Эффект «Зловещей долины», или как Винсент Фурнье вызывает эмпатию и неприязнь жуткими фотографиями роботов
Один с задумчивым видом сидит в приёмной, другой бродит по художественному музею, а третий — смотрит на деревья и размышляет о жизни. Заметьте, это не люди, а роботы-гуманоиды. В сотрудничестве с исследовательскими институтами и частными компаниями, Винсент Фурнье поставил роботов таким образом, чтобы вызвать максимальную эмоциональную реакцию одновременно с ощущением тревоги.
В серии «Человек-машина» фотограф не просто запечатлел передовые разработки робототехники, но работал в тесном контакте с группами от японской компании Honda до Технического университета Эйндховена для создания постановочных микроисторий.
При создании этой серии Фурнье вдохновлялся двумя отдельными академическими интерпретациями жуткого.
Первая — это гипотеза «Зловещей долины», представленная Масахиро Мори, профессором робототехники Токийского технологического института, в 1978 году. Он утверждал, что робот или другой объект, выглядящий или действующий примерно как человек, вызывает неприязнь и отвращение у людей-наблюдателей. Причина этого психологического феномена объясняется, скорее всего, тем, что человек на бессознательном уровне анализирует малейшие отклонения от «нормальности».
Вторая — это термин «жуткое», впервые использованный австрийским психоаналитиком Зигмундом Фрейдом в статье 1919 года с одноимённым названием. Основная идея заключалась в том, что, вопреки всеобщему мнению, жутко человеку становится не от столкновения с чем-то неведомым, чужеродным, а, наоборот, с тем, что нам хорошо знакомо.
Лучший комментарий